Современные требования к компетенции персонала, задействованного в содержании и использовании лабораторных животных

  • Светлана Геннадиевна Семушина ФГБОУН Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Российской академии наук (Филиал), Пущино
  • О. Н. Хохлова ФГБОУН Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Российской академии наук (Филиал), Пущино
  • Аркадий Николаевич Мурашев ФГБОУН Институт биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова Российской академии наук (Филиал), Пущино

Аннотация

Ужесточение современных требований к использованию лабораторных животных и международная гармонизация исследований на животных требуют более четкого определения функций и ответственности каждой категории персонала, и, соответственно, пересмотра стандартов обучения таких специалистов. Статья 23 новой версии Директивы 2010/63/EU по защите животных, используемых в научных целях [1], подчеркивает особую важность образования и текущего обучения всего персонала, вовлеченного в разведение и использование лабораторных животных, как важнейшего компонента процесса обеспечения благополучия животных, и определяет следующие компетенции: A -  проведение процедур на животных; B - планирование процедур и проектов; C - уход за животными; D - эвтаназия животных. В Приложении V к Директиве сформулированы только основные темы образовательных программ для персонала всех компетенций. На основании требований Директивы к компетенции персонала была создана Экспертная Рабочая Группа, сформулировавшая детальные требования к программам обучения и повышения квалификации сотрудников разных категорий [2]. Кроме того, в данном рабочем документе отражены специальные требования к компетенции других категорий специалистов: задействованных в работе группы по обеспечению благополучия животных (Animal Welfare Body), ответственных за реализацию программы обучения и повышению квалификации сотрудников категорий А-D, ветеринаров и лиц, отвечающих за рассмотрение и утверждение исследовательских проектов. Следует отметить с одной стороны, модульность и гибкость образовательного подхода, с другой стороны – ужесточение требований к необходимой квалификации сотрудников всех категорий и возможности самостоятельного выполнения процедур с животными. Важно подчеркнуть необходимость разработки критериев соответствия определенной компетенции и документации выполнения программы обучения. Положения документа Экспертной Рабочей Группы позволяют разработать и реализовывать стандартные образовательные программы. Высокий стандарт программы и соответствие требованиям Директивы подтверждается получением ее аккредитации FELASA. Цель аккредитации образовательной программы – поддержание высокого стандарта качества образования персонала, работающего с лабораторными животными. В соответствии с «Программой содержания и использования лабораторных животных» (аккредитация AAALAC c 2005 г.) в лаборатории биологических испытаний ФИБХ РАН проходят регулярные тренинги персонала. На основании рекомендаций [2] программа обучения была пересмотрена с учетом требований к компетенциям категорий персонала и получила модульную структуру с поэтапным тестированием персонала в соответствии с квалификацией. В настоящее время в лаборатории по результатам тестирования определяются должностные обязанности и степень персональной ответственности сотрудника при их выполнении.

Литература

1. Directive 2010/63/EU of the European Parliament and of the Council of 22 September 2010 on the protection of animals used for scientific purposes.
2. A working document on the development of a common education and training framework to fulfil the requirements under the Directive, February 2014.
Опубликован
2017-08-26
Раздел
Материалы конференций